Хавьер Бардем
Андрей Плахов «Имидж ничто»
Источник: Коммерсантъ № 193, 20 октября 2001
Фильм Джулиана Шнабеля воспевает свободу как главную ценность человеческой жизни. После событий 11 сентября
правые в Америке говорят, что это кара за разгул этнических и сексуальных меньшинств, призывают
ограничить личностные свободы.
Я обвиняю любой режим, который лишает воли своих собственных граждан. Как «Талибан», который
натягивает паранджу на женщин. Или режим Фиделя, преследующий гомосексуалов. Или Франко, при котором гомосексуалы
тоже страдали вы помните о судьбе Федерико Гарсиа Лорки? Это не фильм о политическом
режиме Кубы. Это мог быть фильм и о Югославии или России. Или даже о США, где постоянно боролись
с коммунизмом, считая его проявлением варварства. Наезды на свободу существуют везде
хотя бы и в Ватикане. Это, конечно, мое скромное мнение, но то, что папа говорит
о гомосексуалах, полный идиотизм. Единственный путь, которым может развиваться цивилизация, это как можно
большая толерантность. Однако в человеке заложена агрессия, потребность разрушать, а не терпеть.
Насилие в нашем мире иррационально, оно не имеет конкретных причин.
Вы, потомок известной семьи испанских коммунистов, снялись в антикоммунистической картине. Как это могло
произойти?
Мой дядя, режиссер Хуан Антонио Бардем, пять лет провел в тюрьме как коммунист, и вся моя семья
придерживалась коммунистических убеждений. Хуан снимал кино протеста в невероятно тяжелых условиях. От него
я научился одному: только будучи предан своим убеждениям, ты способен чего-то добиться. Дядя обожает
Россию и Кубу, но при этом он умный человек. Из фильма «Пока не наступит ночь»
становится очевидно, что такое «истинный коммунизм» на Кубе. Там хотели уничтожить различия между
людьми, построить всех в один ряд. Но это и фильм против власти доллара.
Сегодня говорят о взрыве в испанском кино, о международном успехе испанских режиссеров
и актеров. Гордитесь ли вы этим, считаете ли себя частью этого процесса, что вам из вашей
национальной кинотрадиции близко, а что чуждо?
Мне не нравится, когда в кино происходит обезличивание. К сожалению, испанское кино все больше
попадает под влияние американского причем плохого, а не хорошего. Тогда как Европа
колыбель Седьмого искусства, здесь творили Феллини и Висконти. Эти могучие корни вырваны,
и их не восстановить. Почему? Да потому, что конкуренты платят больше.
Вы играет рискованные роли, например, геев и террористов. Не боитесь испортить свой имидж?
Я просто ненавижу тех актеров, кто 24 часа в сутки думает о своем имидже. Люблю тех, которые
рискуют и становятся инструментом в руках автора-режиссера. Это требует меньше тщеславия и больше
смелости.
Относите ли вы к таким Викторию Абриль, с которой снимались в фильме «Между
ног»? Вас и ее называют самыми сексуальными актерами планеты
Виктория Абриль это великая актриса. И самая привлекательная женщина из всех, кого
я только встречал. Такой больше нет в Испании, а поскольку Виктория живет в Париже, ее очень
не хватает.
Ваш коллега Антонио Бандерас говорит, что мужская красота в Испании считается не достоинством,
а недостатком, и он всю жизнь боролся с ней. Что вы скажете о себе? Может быть, ваши
рискованные роли тоже следствие борьбы со своей природой?
Интересный вопрос, черт возьми. В самом деле, иногда актер старается сбежать от самого себя.
Но никуда не денешься. Ибо ты это и есть все те персонажи, которых приходится играть.
Одно из двух: или избавляться от себя самого и искать сходство с персонажем, либо неустанно думать
о себе самом. Я отношусь к первым, хотя уважаю и вторых.
|