Хавьер Бардем
Андрей Плахов «Хавьер Бардем новый Бандерас»
Источник:
В ПРОГРАММЕ «АиФ» Другое кино«(в рамках Московского кинофестиваля)
самым сенсационным обещает стать фильм «Пока не наступит ночь». Его герой
Рейнальдо Аренас, звезда кубинской поэзии, надежда кубинской революции, любимец Фиделя Кастро,
оказывается в неразрешимом конфликте с режимом. В конце концов он покидает страну
на «корабле дураков» психов, «голубых» и прочих уродов,
которых Кастро выслал с острова для оздоровления общества. Но и в свободной Америке
Аренас не обретает рая. Больного СПИДом, прозябающего в нищете героя избавляет от мучений
друг, который набрасывает ему на голову полиэтиленовый пакет с надписью «I Love New
York» и душит его.
Вот такой печальный финал славной поэтической биографии. Ее рассказал в фильме «Пока
не наступит ночь» Джулиан Шнабель знаменитый художник, ставший режиссером. Аренаса
играет Хавьер Бардем. Это второй после Бандераса испанский актер, сумевший пробиться в англоязычное
кино, и первый, номинированный на «Оскара» как раз за эту роль. Мы встретились
с Бардемом вскоре после премьеры фильма.
Вы сыграли известного человека, который еще недавно был жив. Старались ли найти
сходство внешнее и внутреннее?
Говорят, я похож на Рейнальдо Аренаса и у него, и у меня
внешность боксера. Я поехал в Гавану, встретил близких ему людей. Прочитал сценарий и книгу,
написанную самим Рейнальдо.
Знали ли вы раньше Джулиана Шнабеля?
Я не слишком большой знаток живописи и толком не знал его, хотя работы Шнабеля
развешаны по всем музеям современного искусства. При его положении и деньгах он спокойно
мог бы обойтись без кинематографа. Но ему было важно обратиться к возможно большему числу
людей. Я посмотрел его первую картину «Баския» о негритянском художнике из круга
Энди Уорхола. Когда возник замысел фильма об Аренасе, я понял, что после своих семнадцати ролей
в кино мечтаю сыграть именно эту.
Почему?
Когда людей преследуют и фактически убивают за то, что они гомосексуальны, это не может
не волновать нормального человека. Это фильм не о политическом режиме Кубы. Это мог быть фильм
и о Югославии, или России, или Испании. Наезды на свободу существуют везде. Хотя бы
в Ватикане.
Неужели данная проблема актуальна и для Испании? И это после картин Альмодовара,
с которым вы, кстати, дважды работали?
До Альмодовара в Испании был Франко. Потом произошел взрыв. Но все не меняется
в один день. В фильме Альмодовара «Свяжи меня» я просто мелькнул в массовке
на фоне Виктории Абриль. Потом мы делали вместе «Живую плоть». Альмодовара все знают,
но это не повод, чтобы у него сниматься.
Вы происходите из элитарной актерской семьи. Когда-то в России был чрезвычайно известен
режиссер Хуан Антонио Бардем.
Это мой дядя, брат матери. И моя мать, и отец актеры, очень левые.
Дядя режиссер, коммунист, обожает Россию и Кубу. Он еще не видел «Пока
не наступит ночь», но, надеюсь, фильм ему понравится, потому что он умный человек.
В картине показано, что такое «истинный коммунизм» на Кубе. Там хотели уничтожить
различия между людьми, построить всех в один ряд. Но это и фильм против власти доллара.
В нем показано, что даже в свободном Нью-Йорке гомосексуалисты фактически жили в гетто.
А актеры они тоже заключены в своеобразное гетто популярности?
Еще десять лет назад после съемок на меня напала и избила группа хулиганов со словами:
«Это ты парень с телевидения?». Тогда пришлось заняться боксом. Иногда, когда
я с друзьями выхожу из дому куда-то выпить, чувствую во взглядах неприязнь. Насилие
в нашем мире иррационально, оно не имеет конкретных причин.
И все же вы любите свою профессию?
Потому что она приносит не только деньги и возможность широко жить, но прежде всего
доставляет удовольствие.
Вы второй после Антонио Бандераса испанский актер, делающий международную карьеру. Трудно
переходить с родного языка на английский?
Конечно, надо хорошо знать язык, чтобы чувствовать себя свободным. Но в принципе для актера
это нормальная профессиональная проблема. Когда мне пришлось играть Аренаса, я тоже должен был
перестроить свой испанский язык на кубинский вариант более мягкий, более чувствительный.
Не хочется залезть в шкуру режиссера, как недавно тот же Бандерас?
Не хочется. Предпочитаю быть как можно более смиренным. Как говорил Марлон Брандо, когда играл Цезаря:
я хочу исчезнуть. Ибо текст Шекспира и масштаб роли таковы, что актеру уже как бы делать нечего.
|